НМЦХ им. Н.И. Пирогова Минздрава России известен по всей стране. Сюда едут лечиться из регионов. Более 60% всех пациентов — люди издалека. Ежегодно здесь проводится 25 тыс. операций, регистрируется свыше полмиллиона личных посещений. Больше половины — пациенты из регионов России.

Замятин М.В., заместитель генерального директора Пироговского Центра по лечебным и научно образовательным вопросам, рассказал, что телемедицинские сервисы помогут решить целый ряд проблем:

  • оптимизировать процесс отбора пациентов,
  • лучше подготовиться к медицинским манипуляциям,
  • облегчить подготовку нашим специалистам,
  • продолжить лечение пациентов после выписки из стационара,
  • проводить медицинскую реабилитацию.

Все общение и обмен информацией осуществляется из личного кабинета. В нем предусмотрены информационные сервисы и видеоконсультации. Но получить услугу дистанционного взаимодействия с врачом можно после очного посещения Центра, подписав информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство с применением телемедицинских технологий, разрешив доступ к персональным данным по открытым каналам связи. Пациенты, должны быть пользователями портала Госуслуг. Именно этот портал подтверждает усиленную квалифицированную электронную подпись. После чего можно заключить Договор о дистанционном обслуживании. Только соблюдение всех условий позволяет пациентам получить доступ к Личному кабинету.

В Пироговке посчитали принципиально важным построение системы, отвечающую требованиям Законов и Постановлений. Поэтому большое внимание уделялось идентификации пользователей, сохранности персональных данных, вопросам безопасной передачи информации.

В Пироговском Центре провели тестирование нескольких систем, после чего остановились на системе видеоконференций (ВКС) для телемедицинских консультаций. Для интеграции новой ВКС с МИС НМЦХ им. Н.И. Пирогова потребовалось немного доработать последнюю.

Пройдя все стадии оформления, получив доступ в кабинет, пользователь должен пройти процедуру идентификации и аутентификации. После авторизации, он может готовиться к удаленному приему у доктора. Надо заранее ответить на вопросы анкеты, подгрузить медицинские документы, снимки и другие файлы.

Такую же процедуру должен пройти и врач, консультирующий удаленно. Через Единую систему идентификации и аутентификации он входит в свой виртуальный кабинет. Такой кабинет уже был создан ранее в рамках МИС. Врачи уже привыкли работать, использую цифровые сервисы. Теперь в Личном кабинете врача появился новый компонент: кнопка «Телемедицина». Чтобы запустить видеосвязь оба участника долдны на нее нажать. В режиме тестирования в Пироговке определили, что врачу надо иметь два монитора, так как на одном удобно видеть пациента, а на другом — изучать материалы и документы, работать с ними, писать заключения. Все созданные врачом документы заверяются усиленной квалифицированной электронной цифровой подписью и загружаются в личный кабинет пациента. С какими же проблемами столкнулись столичные медики? Во-первых, существенные затраты на приобретение усиленных квалифицированных электронных подписей, программного обеспечения для большого количества сотрудников, которые работают в Центре. Можно, конечно, ограничить круг специалистов, которым можно доверить телемедицинские консультации. Во-вторых, требование хранить материалы телемедицинских консультаций в течение года существенно увеличивает потребность в оборудовании. Видеофайл с записью одной телемедицинской консультации занимает сотни мегабайт, а в крупном столичном центре таких файлов тысячи. Поэтому пока не решены эти проблемы телемедицинские технологии применяются ограниченно, в тестовом режиме. Отработаны телеконсультации между врачами при отборе пациентов на операцию, и для дистанционной реабилитации пациентов после операций. Отчасти используются технологии удаленного доступа между специалистами внутри Центра для постановки диагноза по результатам диагностических исследований.

Ознакомиться с полной версией статьи