Главной темой первого выпуска «Медицинской газеты» в новом году стал юбилей «Национального медико-хирургического Центра имени Н.И. Пирогова». Журналист Владимир Клышников посетил торжественное собрание, посвященное
Достояние народа и страны
Какое отношение к одному из новых символов медицинской России может иметь «наше всё» хирург Николай Пирогов?
На склоне лет Николай Пирогов вопрошал: «Отчего так мало автобиографий? Отчего к ним недоверие? Верно все согласятся со мною, что для мыслящего, любознательного человека нет предмета, более достойного внимания, как знакомство с внутренним бытом каждого мыслящего человека...».
И, рассуждая в самом начале своего философского «Дневника старого врача» о причинах небольшой популярности «открытой исповеди», предлагал читателюсобеседнику на выбор точные ответы: «Одним целую жизнь некогда; другим вовсе не интересно, а иногда и зазорно оглядеться на свою жизнь, не хочется вспомнить прошлого; иные — и из самых мыслящих — полагают, что после изданных ими творений, им писать о себе более не нужно; есть и такие, которым действительно писать о себе нечего: всё будет передано другими; наконец, многих удерживают страх и разного рода соображения».
Образчики классического автобиографического жанра — чаще в прозаической и реже в поэтической форме — и в наше время ничуть не относимы к распространённой пище для ума и сердца. Другое дело, ставшие уже привычными современные нарративы. Автобиографическое начало, отсылка к корням всегда главенствуют, например, на праздничных торжествах в стенах Национального медикохирургического центра им. Н.И.Пирогова Минздрава России по случаю достижения столбовых вех. Вот и недавнее 20летие одного из самых лучших в стране храмов врачевания, воспитания, медицинского образования и медицинской науки отмечалось при активном «посредничестве» Николая Ивановича. Редкий оратор из команды хозяев мероприятия, а также из приглашённых гостей в разговоре с залом о настоящем благовейно не перекидывал мостик в прошлое, в первую очередь к заслугам человека, увековеченного в названии учреждения по Нижней Первомайской улице. Если допустимо представить, будто знаменитый автор «Дневника старого врача», так и оставшегося, увы, неоконченным после 3 лет вдохновенного труда, мог узнать, что история «внутреннего быта» Пироговского центра пишется последователями в духе завещанных им традиций, и причём не официальные два десятка лет, а, по сути, более века, то есть основания полагать: патриарх отечественной хирургии был бы счастлив...
Совершенно подобающим и достойным выглядел условный коллективный поклон участников президентской конференции и расширенного заседания учёного совета (в их рамках и проходило собрание), с благодарностью отвешенный со сцены в сторону ещё одного учителя российских и зарубежных хирургов — инициатора, основателя и бессменного президента НМХЦ им. Н.И.Пирогова академика РАН Юрия Шевченко. Для выражения глубоких чувств коллегами, соратниками, учениками, представлявшими не единственно Москву и СанктПетербург, но и другие российские регионы, помимо круглой даты с момента образования центра, имелось ещё одно побуждение: в уходящем 2022 г. Юрию Леонидовичу исполнилось 75 лет.
Два повода, сплетённые в одну «праздничную корзинку» скромного, но яркого трёхчасового действа, подводили к микрофону поочерёдно врачей, ректоров медицинских вузов, руководителей научных учреждений и глав профессиональных общественных организаций из того существующего особого слоя медицинского сообщества, которое за преданность идеалам великих хирургов можно смело назвать «пироговскошевченковским». Гостиединомышленники предавались воспоминаниям о сделанном когдато правильном выборе на тех или иных поворотах судьбы (личной, а то и целых медицинских коллективов) ценою личного участия и высшей степени отзывчивости бывшего министра здравоохранения России. Единомышленники из собственно Пироговского центра, сегодня работающие вместе с Юрием Леонидовичем, устроили показ двух новых замечательных фильмов с биографическими мотивами. Первый языком многочисленных фотографий, в том числе из личного архива шефа, под звуки песни «Мой путь», рассказывал об этапах восхождения Юрия Леонидовича к профессиональным вершинам. Второй — перелистывал страницы «родовой» истории федерального учреждения и демонстрировал его силы и возможности в нынешнем статусе многопрофильного, гармонично развивающегося медицинского центра, где оказывается специализированная и высокотехнологичная медицинская помощь жителям 79 российских регионов и зарубежным гражданам.
Однако всё это, как и важнейшая часть торжества — длинная, но захватывающая церемония награждения медицинских и общественных достижений «пироговскими» званиями и орденами, почётным дипломом и знаком академика Ю.Шевченко, международной медалью Теодора Бильрота, было после.
Открылся же праздник совместным вступительным словом президента НМХЦ Ю.Шевченко и генерального директора центра Олега Карпова, в котором они первым делом напомнили, почему правдивый возраст медицинского храма им. Н.И.Пирогова в Москве гораздо старше 20летнего, принятого за точку отсчёта. Прародителями его считаются сразу несколько учреждений: хирургическая лечебница Александра Чегодаева, распахнувшая двери в Гагаринском переулке ещё в 1907 г., так называемая поликлиника старых большевиков, носившая имя Ф.Дзержинского, Вторая республиканская больница в Измайлово, чьё здание построили в 1957 г. Как метафорично заметил Юрий Леонидович, пироговский центр стоит на плечах многихмногих великих людей. Назвать всех их поимённо пальцев двух рук не хватит: хирурги А.Мартынов, Н.Бурденко, С.Спасокукоцкий, Н.Теребинский, Ф.Рейн, А.Бакулев, терапевты В.Зеленин, М.Кончаловский, Д.Плетнёв, Д.Российский, В.Шервинский, Г.Ланг...
Знают ли российские медики и пациенты, в какой тяжёлой борьбе отвоёвывалось право простого народа иметь свой собственный, не хуже, чем в «заграницах», светоч высоких медицинских технологий — с первостатейным лечебнодиагностическим оборудованием, классно подготовленным медперсоналом, сформированной здесь — и это, может быть, самое главное, высокодуховной средой? Не все и не всё.
Основатель НМХЦ счёл нужным закрыть пробел в информированности разговором начистоту:
— Когда в 2000 г. я со своим первым заместителем академиком Вялковым приехал на территорию Второй республиканской клинической больницы, хотелось плакать. Такое запустение! Но вот Бог послал эту разрушенную площадку и дал силы и средства, чтобы устроить общую многопрофильную медицину, прежде всего для обычных людей. А мысль ещё твёрже увековечить память о Николае Ивановиче созданием медикохирургического центра им. Н.И.Пирогова вызрела у меня давно. Он же москвич, и всю свою жизнь стремился жить и работать в Москве! Так вышло, что судьба его повернула к СанктПетербургу... Тогда появилось множество титулованных оппонентов: мол, министр Шевченко организует филиал кремлёвской медицины для блатных. Всё это мы пережили, хотя времена были очень трудные. Ведь в девяностые годы не без участия представителей Минздрава часть корпусов продали иностранцам. Ещё одно здание оказалось в частных руках. Вот возвращать утраченные части единого целого пришлось Олегу Эдуардовичу. Это получалось с огромным трудом. Помощников в этой борьбе не было. Слава Богу, всё состоялось, и теперь Пироговский центр — достояние государства!
Комуто из читателей, возможно, покажется важным спросить: а место ли, время ли говорить о пережитых печалях в день торжества? Не посторонним судить о смысле праздничной печали. Двадцать лет назад у проекта строительства современного медицинского комплекса на месте Второй республиканской клинической больницы наряду с противниками нашлись и сторонники. Не все, кто горячо поддержал идею создания пироговской клиники, дал дельные советы, продолжают свой земной путь. Это в светлую память о них — почётных докторах: Патриархе Московском и всея Руси Алексии II, академиках В.Савельеве, М.Перельмане, Ю.Лопухине, Л.Вербицкой, А.Бунатяне, П.Фомине, А.Ермолове, Е.Чазове — на экране в глубине сцены зажглась и, колыхая пламя, «плакала» под скорбный, но жизнеутверждающий вокализ Сергея Рахманинова, церковная свеча...
Преддверие нового года и рубежные даты — всегда наилучшие резоны для поощрения лучших из лучших. Заведённой традицией в Пироговском центре принято награждать не только своих сотрудников, но и отличившихся коллег из других медицинских учреждений — лечебных, научных, образовательных, разных регионов и даже стран, а кроме того, отличившиеся коллективы. В этом году, например, международная Пироговская премия была пожалована москвичу Виктору Малееву, ташкентцу Ферузу Назырову и Первому СанктПетербургскому государственному медицинскому университету им. И.П.Павлова.
Ю.Шевченко, поздравляя с высокой наградой академика В.Малеева, с трогательной теплотой и безмерным уважением представил его праздничному собранию:
— Эпидемиолог высочайшего класса, скромнейший, но великий Человек. Сколько он сделал для нашей страны, для её безопасности! Незаметный, тихий, не заседающий в президиумах, не участвующий ни в каких тусовках, но при этом вся жизнь его в защите людей от инфекционных вспышек и эпидемий. Вот ярчайший символ жертвенного служения не только нашего, но и мирового здравоохранения!
Единственным коллективным обладателем международной премии Ю.Шевченко «За труды и милосердие» в 2022 г. стала ассоциация медицинских сестёр России. От себя можно было бы добавить казённую фразу: «В ознаменование 30летия со дня её основания». Но это не так или не совсем так. Вслушаемся в публичное пояснение награждателем своего выбора. Сказал же он следующее:
— Мы то что? Прооперировали и пошли. А сёстры 24 часа в сутки с больными: убрать, помыть, накормить, с их родственниками побеседовать. Я очень рад, что в нашей стране есть такое профессиональное объединение, очень добротное и много делающее, прежде всего, в плане воспитания сестринского сообщества. Я знаю долю медицинских сестёр, поскольку сам из медбратьев. С удовольствием же жалую свою скромную премию признанной на международном уровне национальной ассоциации и поздравляю её бессменного президента Валентину Антоновну Саркисову...
В день праздника решением учёного совета гильдия почётных докторов Пироговского центра пополнилась новобранцами, под звуки гимна «Гаудеамус» надели профессорские мантии и шапочки и получили дипломы академик Александр Гавриленко и профессор Сергей Матвеев.
На входе в праздничный зал стояли столы с разложенной на них журнально-книжной продукцией, выпущенной в том числе, к 20летию НМХЦ. Нашлось там место и стопе с экземплярами последнего номера «Медицинской газеты». Но этот обыденный в общемто факт (подписчиков на старейшее профессиональное врачебное издание в стране немало) имел неординарное продолжение: среди вызванных на сцену для награждения оказался и главный редактор «МГ» Алексей Папырин. Медицинскому журналисту, много лет освещающему деятельность отечественного здравоохранения был вручён Европейский орден Н.И.Пирогова.
С весьма символическим презентом приехал в Москву директор Санкт-Петербургского научно-исследовательского института фтизиопульмонологии главный торакальный хирург федерального Минздрава Пётр Яблонский, ещё один новый кавалер Европейского ордена Н.И.Пирогова. В ответном благодарственном слове за пожалование награды уважаемый профессор ярко блеснул познаниями в истории и образностью мышления:
— Когда Франция готовилась праздновать столетие своей революции, был объявлен конкурс на создание 300метровой башни. Конкурс выиграл в 1889 г. Гюстав Эйфель. Как его металлическую конструкцию приняла французская интеллигенция, хорошо известно всему миру. Ги де Мопассан обедал в ресторане при ажурном творении каждый день. На вопрос: «Если вы ненавидите башню, то зачем сюда ходите?», писатель отвечал: «Это единственное место в Париже, откуда я её не вижу!». Тем не менее в ту пору это сооружение символизировало инженерную мощь Франции, а сегодня оно — символ Франции. И вот о чём я подумал... Все мы знаем привычные символы СанктПетербурга. Но есть и непривычные. Я подарю картину с изображением питерского небоскрёба, который был поруган неоднократно, а на его фоне видны гриновские алые паруса. Хочется верить, что Пироговский центр может стать таким же общепризнанным и совершенно узнаваемым символом медицинской России, каким есть для Пятой республики Эйфелева башня, и каким, возможно, будет принята северной столицей башня в деловом квартале Газпрома.
Браво «вперёдсмотрящему» Пётру Казимировичу! Не зря ему, пожалуй, громче и дольше других приглашённых участников торжества в НМХЦ аплодировал зал.
Владимир Клышников, корр. «МГ», Москва