В Издательстве Пироговского Центра вышла в свет антология поэзии, посвящённой христианским праздникам, — «Благовещение». Автор идеи и руководитель проекта — академик РАН Ю.Л. Шевченко, составители: С.А. Матвеев, Р.П. Сусов.

Антология содержит прекрасные образцы духовной поэзии, в которых воспевается красота, величие и торжественность христианской культуры. В сборник вошли произведения выдающихся поэтов, писавших на духовные, церковные темы, в том числе посвящавших своё творчество христианским праздникам. Это и классики отечественной литературы, и малоизвестные, но, несомненно, талантливые авторы. В антологии представлены стихи В.Я. Брюсова, М.Ю. Лермонтова, А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, И. Северянина, Н. Языкова, С. Есенина, А. Фета, И. Бродского, А. Блока, М. Цветаевой, Б. Пастернака, Ф. Тютчева и др.

Стихотворения размещены в календарном порядке празднеств и сопровождаются репродукциями, соответствующих им икон и картин художников разных исторических эпох.

Знакомство с антологией поэзии, посвященной христианским праздникам, станет для читателей своеобразной мотивацией для дальнейшего изучения духовного наследия, которым является наша мировая тысячелетняя христианская культура. Содержание книги размещено на сайте Пироговского Центра.



Цель и смысл христианских праздников заключается в воспоминании, прославлении и богословском истолковании ключевых этапов истории спасения человеческого рода. Эта история воплощена главным образом в событиях земной жизни Иисуса Христа и Его Пречистой Матери — Богородицы и Приснодевы Марии. Отсюда исключительное место в церковном календаре отводится праздникам Господским и Богородичным. Эти важнейшие праздники календаря именуются «двунадесятыми», или «дванадесятыми» (от церковно-славянского «дванадесято», т.е. «двенадцать»):

Рождество Пресвятой Богородицы — 8 (21) сентября; Воздвижение -Креста Господня — 14 (27) сентября: Введение во храм Пресвятой Бо­городицы — 21 ноября (4 декабря); Рождество Христово — 25 декабря (7 января); Крещение Господне — 6 (19) января; Сретение Господне — 2 (15) февраля; Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта (7 апреля); Вход Господень в Иерусалим — ближайшее воскресенье пе­ред Пасхой, также называется Неделей Ваий, Цветоносной или Верб­ным воскресеньем; Вознесение Господне — 40-й день после Пасхи; День Святой Троицы — 50-й день после Пасхи; Преображение Господне — 6 (19) августа; Успение Пресвятой Богородицы — 15 (28) августа.

Светлое Христово Воскресение — любимая всеми Пасха, будучи праздником праздников и торжеством из торжеств, является самым главным и великим днем в Церкви и жизни всякого верующего человека, поэтому всегда выделается и отмечается особенным образом.

Вторую ступень в иерархии церковных торжеств занимают праздники, которые названы «великими», к ним относятся: Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября), Обрезание Господне и память святителя Василия Великого (1/14 января), Рождество пророка Иоанна Крестите­ля (24 июня/7 июля), память святых первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня/12 июля), усекновение главы святого Иоанна Крестителя (29 августа/11 сентября), а также преставление (кончина) святого апостола Иоанна Богослова (26 сентября/9 октября), память святителя Николая Чудотворца (6/19 декабря) и перенесение его святых мо­щей (9/22 мая).

Все другие многочисленные церковные праздники посвящены святым бесплотным силам (общий праздник Собор архистратига Михаила 8/21 ноября), святым Ветхого Завета и Христианской Церкви, воспоминаниям знаменательных событий священной библейской и церковной истории, явлению чудотворных икон, обретению мощей святых. Продолжающийся в наши дни процесс канонизации новых святых означает непрерывное пополнение и всего христианского календаря, так возникают новые церковные праздники, и мы являемся непосредственными свидетелями их появления.

Таким образом, и в Церкви, и в жизни народа мы видим широкое раз­нообразие праздников, каждый из которых наполнен глубоким богослов­ским смыслом, несет нравственное содержание и основан на реальном опыте духовных исканий святых угодников Божиих. Поэтому неудивительно, что сюжеты христианских праздников уже более двух тысячелетий вдохновляют творческих людей к созданию в области культуры и искусства, в том числе литературы, выдающихся произведений широчайшего диапазона от сугубо утилитарных образцов до всемирно известных шедевров. Эти произведения представляют со­бой драгоценное наследие, сокровищницу мирового культурного наследия.

Обращение к подобным образцам духовной культуры особенно важ­но в наше время. Сегодня человек особым образом ощущает потребность, духовную жажду в постижении Истины как непосредственно через при­общение к Святым Таинствам Церкви, так и через прикосновение к вели­ким произведениям искусства, литературы, религиозной поэзии.

Ю.Л. Шевченко

Отзыв на книгу

Благовещение. Антология поэзии, посвященной христианским праздникам / Составители С.А. Матвеев, Р.П. Сусов, — Москва: Издательство «Национальный медико-хирургический Центр им. Н.И. Пирогова», 2022. — 248 с.: ил.

Автор идеи и руководитель проекта президент «НМХЦ им. Н.И. Пирогова», академик РАН, доктор медицинских наук, доктор богословских наук, член Союза писателей России, профессор Юрий Леонидович Шевченко (архимандрит Георгий).

«Не нам, Господи, не нам,
но имени Твоему дай славу,
ради милости Твоей,
ради истины Твоей».

(«Псалом 113:9»)

В книге «Благовещение. Антология поэзии, посвященной христианским православным праздникам» (далее по тексту — Антология поэзии) представлены стихи, которые принадлежат перу как классиков отечественной литературы (А.С. Пушкину, М.Ю. Лермонтову, Ф.И. Тютчеву, А.А. Фету (Шеншину), Ф.М. Достоевскому, Н.М. Языкову, И.Ф. Анненскому, Н.С. Гумилеву, В.Я. Брюсову, С.А. Есенину, К.Д. Бальмонту, Игорю Северянину (И.В. Лотареву), А.А. Блоку, М.И. Цветаевой, И.А. Бунину, Б.Л. Пастернаку, Вяч. Ив. Иванову, И.А. Бродскому, Андрею Белому (Б.Н. Бугаеву), так и малоизвестных авторов (Александру Бехтину, Ольги Фоминой, Борису Поплавскому, Ариадны Лещинской, Виктору Туру, Александру Ерёмину, Василию Фомину, Игумении Таисии (М.В. Солоповой), Аполлону Коринфскому, Владимиру Ладыженскому, Михаилу Саймонову, Александру Кондратьеву и др.).

Стихи размещены в календарном порядке христианских праздников и сопровождены репродукциями соответствующих икон и картин художников исторических эпох.

Антология поэзии посвящена христианским праздникам — ПАСХА («праздников праздник и торжество из торжеств»), ВЕЛИКИМ («важнейшим») двунадесятым праздникам (Рождество Пресвятой Богородицы; Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня; Введение во храм Пресвятой Богородицы; Рождество Христово; Крещение Господне (Богоявление); Сретение Господне; Благовещение Пресвятой Богородицы; Преображение Господне; Успение Пресвятой Богородицы; Вход Господень во Иерусалим (Вербное Воскресение); Вознесение Господне; День Святой Троицы (Пятидесятница)), ВЕЛИКИМ недвунадесятым праздникам (Покрова Пресвятой Богородицы; Рождества Иоанна Предтечи; память Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла; Усекновение главы Иоанна Предтечи и другим многочисленным праздникам (СРЕДНИМ И МАЛЫМ), установленным в честь нерукотворного образа Иисуса Христа, икон Божией Матери, Небесных Сил бесплотных (ангелов) и Святых, новых церковных праздников.

Каждый христианский праздник и стихотворение к нему наполнены глубоким богословским смыслом, несут нравственное, духовное содержание. И все это основано на реальном опыте исканий святых угодников Божиих, на опыте наших предков, отражают особый духовный пласт народной культуры.

Потребность в издании Антологии поэзии предопределена общей ситуацией, в которой все мы оказались, приобретенными за последние годы особенностями состояния ума, души, духа каждого из нас в отдельности и вместе взятых. Не оскудела Русь талантами, которые служат Свету, Добру, Любви, Истине, Вечности, которые отвечают определению отца Павла Флоренского: «Художник есть чистое простое око, взирающее на мир, чистое око человечества, которым оно созерцает реальность»*. Были и есть писатели с творческими устремлениями, основанными на убежденности, что получили они от Бога дар творческий, дар поэтический ради того, чтобы могли благословенно сами проявлять и в других пробуждать силу положительную, созидательную, очистительную, спасительную:

Лишь художник, занавесью скрытый, —
Он провидит страстной муки крест
И твердит: «Profani, Procul ite,
Hic amoris locus sacer est**»

Александр Блок
«Благовещение» (май-июнь 1909)

Лучшие поэтические произведения Антологии поэзии, представляют собой драгоценное духовное наследие, входят в сокровищницу мирового культурного наследия.

К таким произведениям относится стихотворение А.С. Пушкина «Отцы пустынники и жены непорочны...», в основу которого легла известная покаянная молитва Ефрема Сирина, читаемая в дни Великого поста, а также личные переживания поэта Великого поста, Страстной седмицы и Пасхи.

10 февраля — день памяти преподобного богослова и поэта IV века Ефрема Сирина, выдающегося подвижника, одного из самых авторитетных толкователей Священного Писания в Церкви.

В этот же день мы всегда вспоминаем Александра Сергеевича Пушкина, который в 1836 г. на основе этой молитвы написал одно из своих знаменитых стихотворений «Отцы пустынники и жены непорочны...»:

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольных бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв.
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешения,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

22 июля 1836

Молитва св. Ефрема Сирина
(в переложении А.С. Пушкина)

В Антологии поэзии представлено два стихотворения М.Ю. Лермонтова под общим названием «Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный...» (1829) и «В минуты жизни трудную...» (1839)) — яркие образцы религиозной лирики.

«Молитва» («Не обвиняй меня, Всесильный...» (1829)) — одна из вершин ранней лирики Михаила Лермонтова, наряду с «Ангелом» и «Парусом». «Лермонтов первый и единственный поэт в Золотом веке русской поэзии, который приник к Богу не как раб, а как СЫН К ОТЦУ. У какого еще поэта того времени можно встретить в стихах выражение „тесный путь спасения“? Это же цитата из православной аскетики. У Лермонтова она настолько была на слуху, что естественным образом вошла в стихи, причем еще отроческие...» (Монах Лазарь (Афанасьев)).

«Молитва» («В минуту жизни трудную...» (1839)) проста и легка. Значение имеет само «созвучье слов живых». Их сочетание имеет невероятную силу, позволяющую человеку сбросить с себя тяжелый груз накопленных переживаний и страданий. Молитва способна очистить душу и дать возможность и дальше нести свой жизненный крест:

В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная
В созвучьи слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко —
И верится, и плачется,
И так легко, легко...

Михаил Лермонтов
«Молитва» (1839)

Стихотворение Александра Блока «Успение» (июнь 1909 г.), проникнутое духом православной веры — одно из тех стихотворений, которое позволило исследователям назвать А. Блока «христианнейшим поэтом».

В духовных христианских праздниках, в образном их отражении ключевых этапов представлена история спасения человеческого рода.

В слове воспевается красота, доброта, величие и торжественность христианской культуры.

И всё это пропущено через себя, через свой личный опыт:

Слова, слова...
Какой в них смысл,
Когда молчит душа и сердце.
Пусть чувства будят в слове мысль:
Живому — быть!
Живому — жить!

(«Слова, слова...»)

Книга «Благовещение. Антология поэзии, посвященной христианским праздникам» — прекрасная идея. Подготовка и издание книги — достойное воплощение идеи в жизнь.

Вся наша жизнь — судьбы мгновенье...
Полёт души чрез вдохновенье.
Вершина разума и мысли,
Земной узор Небесной кисти.

(«Вся наша жизнь — судьбы мгновенье»)

Юрий Колодний,
член Союза писателей России,
член-корреспондент Академии российской словесности,
лауреат всероссийских и международных литературных премий и конкурсов в 
области поэзии