Апостолиди К.Г., Гладышев И.А.

Hemangioma of nasal cavity and recurrent epistaxis’
Apostolidi K.G., Gladyshev I.A.

Носовые кровотечения (НК) относятся к чрезвычайно опасным осложнениям хирургических вмешательств, а также ряда заболеваний полости носа, околоносовых пазух, носоглотки, а также других органов и систем. Больные с НК составляют 20% всех ургентных ЛОР-больных (В.Т. Пальчун и соавт., 1998). Нередко кровотечения носят упорный, рецидивирующий, угрожающий жизни характер. В таких случаях консервативные методы остановки НК не эффективны, что заставляет прибегать к хирургическим способам остановки кровотечения. По данным различных авторов хирургические вмешательства при носовых кровотечениях применяются в 4-17% случаев (M. Mikolaj, O. Tobrman, 1987).

Методы диагностики, такие как видеоэндоскопия и современная рентгендиагностика, во многом облегчают борьбу с носовым кровотечением, поскольку способствуют топическому определению его источника. А это в свою очередь определяет выбор метода остановки носового кровотечения и его эффективность.

Если источник носового кровотечения определен, применяется радио и электрокоагуляция кровоточащего участка слизистой оболочки. Если же источник не удается определить, выполняют переднюю и заднюю тампонаду полости носа. При неэффективности тампонады прибегают к эндоваскулярной селективной эмболизации кровоточащего сосуда или перевязке ветвей сонных артерий.

Приводим интересный, на наш взгляд, случай хирургического лечения пациентки с кровоточащим новообразованием полости носа.

Больная Т., 72 лет поступила в НМХЦ 30 апреля 2008 с диагнозом носовое кровотечение, новообразование полости носа.

Из анамнеза известно, что носовые кровотечения беспокоят в течение 15 лет. В дебюте заболевания кровотечения были незначительными и купировались, как правило, самостоятельно. Через 7 лет присоединилось затруднение носового дыхания слева, установлен диагноз новообразование левой половины полости носа и рекомендовано выполнение компьютерной томографии, однако обследование по месту жительства проведено не было. С течением времени кровотечения стали носить упорный характер, длились по 2-3 дня. За последний год состояние значительно ухудшилось, имел место эпизод массивной кровопотери. Больная была госпитализирована в отделение реанимации одной из городских больниц г. Москвы. После стабилизации состояния была выполнена компьютерная томография, однако в тех медицинских учреждениях, куда обращалась пациентка, в хирургическом лечении было отказано. С признаками продолжающегося кровотечения из носа пациентка поступила в экстренном порядке в отделение отоларингологии НМХЦ им. Н. И. Пирогова. При эндоскопическом обследовании выявлено опухолевидное новообразование полости носа, напоминающее гемангиому (рис. 1).

Эндоскопическая картина полости носа
Рис.1. Эндоскопическая картина полости носа.
Визуализируется новообразование полости носа.

Носовое кровотечение было купировано, больная соматически компенсирована. Однако определение дальнейшей тактики ведения больной встретило ряд трудностей

Во-первых, качество КТ сканограмм, с которыми больная поступила к нам в центр, не позволяло достоверное определить источник и характер роста новообразования (рис.2).

Первая серия КТ сканограмм
Рис.2. Первая серия КТ сканограмм. Новообразование локализуется в полости носа и есть подозрение на прорастание в левую верхнечелюстную пазуху.

После повторной компьютерной томографии, выполненной в нашем центре, стало возможным однозначно трактовать результаты обследования. Новообразование исходило из средне-верхних отделов перегородки носа, не имело инфильтративного роста, не прорастало в клетки решетчатого лабиринта и верхнечелюстную пазуху и распространялось только в левый общий носовой ход (рис.3).

Повторная серия КТ сканограмм
Рис.3. Повторная серия КТ сканограмм. Новообразование не имеет инфильтративного роста, прорастания в околоносовоые пазухи нет.

Таким образом, были определены показания к удалению новообразования. Однако, ввиду наличия у пациентки тяжелой сопутствующей патологии (комбинированный митральный и аортальный пороки сердца, гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, хронический гломерулонефрит) после консультации врачами отделения анестезиологии от проведения общей анестезии решено воздержаться. Несмотря на возможные осложнения и трудности остановки послеоперационного кровотечения, с известной долей риска мы решились на операцию под местной анестезией, т.к. имеем в клинике оснащение для радиоволновой хирургии, позволяющей выполнять подобные операции с минимальной кровопотерей. 05.05.2008 больной было выполнено удаление новообразования левой половины полости носа с использованием метода радиоволновой хирургии.

Патоморфологическим субстратом новообразования являлась гемангиома, покрытая респираторным эпителием (рис. 4,5).

Вид удалённого новообразования
Рис.4. Вид удалённого новообразования.
Гистологическая картина удаленного новообразования
Рис.5. Гистологическая картина удаленного новообразования (ангиома, покрытая респираторным эпителием).

Саму операцию больная перенесла хорошо, послеоперационный период протекал гладко, на вторые сутки давящие гемостатические тампоны из носа удалены, кровотечения не было. Еще трое суток больная наблюдалась в отделении, а затем была выписана под амбулаторное наблюдение оториноларинголога. Нам известно, что в течение года рецидивов носовых кровотечений не было.

Таким образом, интерес данного наблюдения, на наш взгляд, заключается в следующем:

  1. Противоречивость первичной рентгенологической картины способствовала удлинению анамнеза заболевания (кровотечения беспокоили по несколько раз в месяц в течение 15 лет).
  2. Повторное выполнение КТ в нашем центре дало возможность выбрать адекватную тактику лечения.
  3. Использование метода радиоволновой хирурги позволило практически бескровно удалить сосудистую опухоль под местной анестезией у соматически отягощенной больной.